КЕЙСЫ ДЛЯ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Кейс-задача № 1
Задание 1. Анализ индивидуального случая (варианты: ситуации могут меняться):
На консультацию к психологу обратилась мать с мальчиком 6,5 лет. Ребенок посещает среднюю общеобразовательную школу, живет с мамой и папой. Через 3 месяца обучения у ребенка стали появляться частые аффективные вспышки раздражительности и злости при малейших неудачах, обидчивость. Учителя отмечают трудности в освоении грамоты. Периодически, при волнении, ребенок начинает заикаться. У ребенка до настоящего времени сохраняется практически ежедневный ночной энурез, ночные приступы страха. С перечисленными жалобами ребенок обратился за помощью к неврологу, которым и был перенаправлен на консультацию к психологу.
Задание 1.
•Проанализируйте ситуацию
•Оцените степень и глубину заявленной проблемы
•Сформулируйте психологическое заключение с учетом представленных данных.
•Составьте психологический прогноз для данного ребенка на разных этапах взросления.
•Разработайте систему индивидуального психологического сопровождения ребенка.
•Напишите заметку-рекомендацию родителями относительно этапов взросления ребёнка
Задание 2.
Ответьте на вопросы
•В чем заключается основная проблема описанного ребенка?
•Какие характерологические особенности ребенка можно назвать наиболее значимыми в нарушении школьной адаптации?
•Какие исследования было бы полезно дополнительно реализовать для формирования более полной психологической картины?
Анализ индивидуального случая
Анамнез жизни: беременность протекала на фоне хронического нервно-психического стресса. У матери отмечалось устойчивое повышение артериального давления. Дважды была госпитализация в связи с отслойкой плаценты и угрозой выкидыша. В анамнезе развития перинатальное поражение центральной нервной системы, обусловленное внутриутробной гипоксией (обвитие пуповиной) и родовой травмой (смещение позвонков шейного отдела). Раннее развитие протекало без особенностей. Двигательное и речевое развитие соответствовало, со слов матери, возрастному уровню. У невролога и психоневролога не наблюдался.
Неврологический статус: черепно-мозговые нервы: зрачки равные, фотореакция живая, конвергенция и аккомодация в норме. Движения глазных яблок в полном объеме, нистагма нет. Точки выходя тройничного нерва безболезненны. Лицо симметрично. Слух нормальный, головокружения нет. Глотание не нарушено, голос не изменен. Язык по средней линии. При волнении нарушение плавности речи (заикание). Мышечная система развита достаточно. Мышечный тонус рук и ног в норме. Убедительных расстройств чувствительности нет. Патологических знаков нет. Менингеальных симптомов нет. Координация в норме, устойчив в позе Ромберга. Пальценосовую и пяточно-коленную пробы выполняет уверенно. Атаксии нет. Функция тазовых органов в норме.
При дополнительном инструментальном обследовании на электроэнцефалограмме выявлены: легкие диффузные изменения биопотенциалов головного мозга. Очаговой и пароксизмальной активности не выявлено. При ультразвуковой доплерографии определена асимметрия кровоснабжения в вертебральном и каротидном бассейнах.
Данные внешнего осмотра: физическое развитие в целом соответствует возрасту. Внешний вид: выглядит ухоженным и опрятным.
Наблюдение: поведение адекватно ситуации обследования, есть чувство дистанции. В процессе беседы с мамой мальчик спокойно играет в выбранный им конструктор. Игра конструктивная, целенаправленная. В контакт вступает легко. Эмоциональный фон доброжелательный, спокойный. В процессе обследования отмечается заинтересованность в правильном выполнении задания. В случае затруднений ошибки замечает самостоятельно или по предложению экспериментатора проверить правильность работы.
Самостоятельная деятельность носит целенаправленный характер, ребенок полностью сосредоточен на выполнении заданий. Деятельность устойчива, темп при выполнении различных заданий различный. Очень медленно выполняются задания, требующие двигательных навыков и сформированности моторной сферы. Работоспособность высокая, однако, отмечается тенденция к истощаемость психических процессов, ухудшению качества выполнения проб в процессе обследования. На фоне утомления Денис начинает нарочито делать ошибки и подсмеиваться над ними, затем отказывается от выполнения заданий.
Отмечаются проявления характерологических особенностей в деятельности: чрезмерная критичность к результатам деятельности, излишняя старательность, педантичность. При копировании фигур стал отсчитывать расстояние между фигурами, как по клеткам. При выполнении задания тщательно комментирует свои действия. Когда заметил ошибку, которую трудно исправить, не испортив лист, попросил новый листок. При копировании отмечены ошибки по типу застревания на действии (персеверации), снижения функции контроля над протеканием деятельности, а также функции программирования деятельности. При достаточной сформированности зрительно-пространственных функций, ребенок оказывается не способным скопировать серию точек в виде круга (можно предполагать либо дефицитарность целостного восприятия, либо недостаточность программирования деятельности).
В деятельности пользуется преимущественно правой рукой (мама отмечает факт переучивания ребенка с левой руки на правую). При исследовании доминантного полушария была отмечена склонность к смешанной латерализации (рука преимущественно правая, ухо - смешанная, нога - левая, глаз - левый)
Нейропсихологическая характеристика ребенка: при исследовании внимания (метод Когана): внимание устойчиво, отмечаются трудности распределения внимания, выражена инертность в переключении внимания, которая проявляется в тенденции к выполнению очередного задания по предыдущей инструкции. При этом отмечается правильное понимание инструкции и правильное начало при выполнении очередного этапа. В процессе выполнения пробы дважды отмечены эпизоды отвлечения внимания на посторонние предметы. Наблюдаются трудности удержания инструкции. При выполнении задания отмечается тенденция к замедлению темпа деятельности при переходе от одного этапа к другому, что свидетельствует об истощаемости психической деятельности и замедлению нейродинамики в процессе длительной интеллектуальной нагрузки.
Речевая активность адекватна ситуации обследования. Отмечается легкое заикание на этапе установления контакта. Звукопроизношение правильное. Отмечается трудности при произношении сложных и малознакомых слов по типу недостаточной сформированности динамического орального праксиса.
В моторной сфере в процессе обследования отмечается общая моторная неловкость (трудности при выполнении прыжков, подпрыгиваний, игре в мяч). При выполнении проб отмечается несформированность реципрокной координации движений в виде неспособности выполнения реципрокных движений руками и попеременном отталкивании одной ногой для прыжка, что свидетельствует о дефицитарности межполушарного взаимодействия. Отмечаются значительные трудности при усвоении серии движений (несформирвоанность динамического праксиса) как при моторных пробах, так и в речи. В праксисе позы отмечаются пространственные трудности, длительный поиск нужной позы рук (более выраженны слева).
В сфере пространственных представлений. В пробах Хеда отмечаются единичные ошибки по типу зеркальности с самостоятельной коррекцией (на предложение проверить правильность выполнения задания). Зрительно-пространственные функции и зрительно-моторная координация сформированы в соответствии с возрастом. Выявлена недостаточная сформированность понимания пространственных предлогов, несформированность горизонтального вектора оптико-пространственного сканирования.
При исследовании зрительного гнозиса дефицитарности зрительного фактора не выявляется, однако встречаются ошибки по типу импульсивного называния, и игнорирование одной части рисунка.
Фонематический слух: понимание и повторение слов сформированы.
Мнестические процессы. При исследовании отмечается длительность и устойчивость следов слухоречевой памяти. В пробе на запоминание 10 слов обнаружена тенденция к истощаемости мнестических процессов, очень медленному темпу воспроизведения, быстрому утомлению.
Кейс-задача № 2
Задание 1. Проанализируйте ситуации
•18:01, 04 февраля 2015. 81-летняя жительница Санкт-Петербурга была задержана сотрудниками продуктового магазина за то, что якобы пыталась украсть еду. Директор магазина вызвала полицию. Пожилая женщина была доставлена сотрудниками полиции Кронштадтского ОМВД в дежурную часть. При доставлении в дежурную часть ОМВД Кронштадтского района пожилая женщина скончалась. Руководитель Кронштадтского отделения организации «Жители блокадного Ленинграда» Эмма Лёшина лично знала покойную: «Всегда аккуратная, всегда причёсанная. Внешне выглядела хорошо. Дома у неё всегда было чисто. Понимаете, в последние несколько лет у неё было заметно сто-то вроде затмения памяти. Возможно, когда она пошла в магазин у неё это и случилось. Поймите правильно, я не хочу сказать, что она была не в себе, но мы уже старые. Память у многих уже теряется... В то, что она сделала, что-то преступное и умышленное, мы, конечно, не верим. Это пятно на нас блокадников... Она была обеспеченным пенсионером. Как блокадница она получала 25000 рублей в месяц».
•08:52, 07 февраля 2015. В магазине городка Лондон в штате Кентукки мужчина пытался украсть детское питание. Вызванный на место происшествия полицейский Джастин Роби выяснил, что правонарушитель - одинокий отец, воспитывающий полугодовалого сына, вместе с которым и пришёл в супермаркет; оказалось, что эта семья сейчас переживает тяжёлые времена. Менеджер магазина решил не выдвигать против мужчины никаких обвинений; полицейский согласился с таким подходом. Позднее в интервью Джастин Роби пояснил: «Если бы я возбудил дело, ничем хорошим это бы не кончилось. У него и так нет денег, и, если я отправлю его в суд, у него средств не прибавится. Я поставил себя на его место. Что если я попал бы в ситуацию, когда мне было бы нечем кормить сына?» Офицер из своего кармана оплатил детское питание и отпустил совершившего кражу мужчину, подсказав тому координаты организаций, которые могли бы помочь его семье.
Ответьте на вопросы:
1.Дайте оценку событиям
2.Вспомните модель Колберга о стадиях развития морального сознания у детей
3.Оцените нравственную составляющую поведения людей в обоих случаях
4.Обоснуйте модель поведения каждого из представленных случаев и выберите ту, которая Вам ближе
5.На какой стадии, согласно гипотезе Колберга, находятся участники двух описанных событий.
Задание 2. Выберите для просмотра социальные эксперименты №№ 1,10
Ссылка: https://1gai.ru/publ/527263-11-jeksperimentov-kotorye-izmenili-mir-psihologii.html
Ответьте на вопросы:
•Автор (ы), страна, год
•Цель эксперимента
•Потенциальная опасность эксперимента и его длительность
•Потенциальная ценность исследования и потенциальная опасность эксперимента
•Проблема манипулирования участниками и продолжительность эксперимента
•Ценность исследования и связанная с ним проблема манипулирования участниками
Задание 2. Брейнсторминг
Обсудите эксперимент в группе
•Соберите мнения участников
•Проанализируйте различные точки зрения
•Напишите выводы по результатам брейнсторминга
Кейс-задача № 3
Задание 1. Подготовка публичного выступления на студенческой конференции
Подготовьте тезисы доклада по материалам, собранным на практике
Задание 2. На основе материалов практики подготовить презентацию
•Опишите все этапы работы
•Подготовьте презентацию на тему «Опыт психологической работы с клиентом»
•Дайте оценку проведённой работы по шкале от 1 до 10
Методические указания для обучающихся по подготовке доклада-презентации
Доклад - сообщение по заданной теме, с целью внести знания из дополнительной литературы, систематизировать материл, проиллюстрировать примерами, развивать навыки самостоятельной работы с научной литературой, познавательный интерес к научному познанию.
Тема доклада должна быть согласованна с руководителем практики и соответствовать индивидуальному заданию. Материалы при подготовке публичного выступления должны соответствовать научно-методическим требованиям, предъявляемым к докладам-презентациям. Необходимо соблюдать регламент, оговоренный при получении задания. Иллюстрации должны быть достаточными, но не чрезмерными. Работа над докладом включает отработку умения самостоятельно обобщать материалы, полученные в ходе прохождения практики, содержать выводы и заключение.
Важно продемонстрировать умения ориентироваться в эмпирическом материале и отвечать на дополнительные вопросы.
Докладчик должен уметь:
•Обобщать полученную на практике информацию и умело её представлять аудитории
•Использовать технические средства для презентации данных
•Хорошо ориентироваться в материалах и стимулировать дискуссию по полученным данным
•Вести дискуссию и отвечать на вопросы аудитории
•Четко следовать установленному регламенту (не более 10-15 минут)
Структура выступления.
Вступление должно содержать:
•Название, сообщение основной темы исследования
•Современную оценку предмета исследования
•Краткое перечисление рассматриваемых вопросов
•Живую интересную форму изложения
•Фиксацию внимания слушателей на ключевых моментах исследования и основных выводах
Основная часть, в которой выступающий должен глубоко раскрыть суть затронутой проблемы, обычно строится по принципу отчета. Задача основной части – представить достаточно данных для того, чтобы слушатели заинтересовались исследованием и захотели ознакомиться с материалами. Заключение – ясное, четкое обобщение и краткие выводы, которых всегда ждут слушатели
Полезные советы для выступающего с презентацией
•Презентация должна служить одной цели ...
•Вводная часть должны быть, но не длинной ...
•Не нужно усложнять материал презентации …
•Использовать читабельный шрифт и адекватные цвета ...
•Выбирайте изображения аккуратно ...
•Будьте аккуратны с рисунками и графиками ...
•Рассказывайте историю, а не читайте текст ...
•Взаимодействуйте с аудиторией
Хорошая презентация помогает понять выступающего и удержать внимание аудитории
Хорошая презентация — это внятное изложение и умелая подача материала
Кейс-задача № 4
Задание 1. Прочитайте текст: Многие годы никто не ставил под сомнение выводы сэра Сирила Берта, видного британского психолога, главного участника дебатов о природе интеллекта. Исследования разлученных монозиготных близнецов в чужих семьях позволили ему сделать вывод о наследуемости коэффициента интеллекта от одного из родителей. Однако, после смерти учёного были обнаружены странные данные: в течение многих лет, когда в эксперимент входили новые испытуемые-близнецы, коэффициенты корреляции в его отчетах оставались одними и теми же вплоть до третьего десятичного знака. Почему исследование Барта отнесли к категории научного мошенничества?
Из средств массовой информации подберите материалы, в которых описана деятельность психолога, нарушающего этические правила профессионального поведения
•Опишите этот случай
•Прокомментируйте ошибки
•Дайте обоснование, почему финал этой истории имеет практическую значимость
•Опишите правильный алгоритм действий психолога в данном конкретном случае
Кейс–задача № 5.
Подготовьте эссе на тему «Мой опыт прохождения практики в образовательной организации»
В эссе указать:
•Специфику организации
•Запрос руководителя
•Алгоритм выполнения задания в зависимости от запроса
•Особенности выборки
•Трудности при сборе и обработке данных
•Самооценку выполненной работы по карте оценки компетенций
0 Комментарии